Омега-3 и проблемы в поведении ребенка

Омега-3 и проблемы в поведении ребенка

Рубрика: Блог

В центре деятельности области знаний, известной как “нейрокриминология” Адриан Рейн из университета Пенсильвании в течение долгого времени изучал взаимодействие между биологией и окружающей средой применимо к проявлениям антисоциального и криминального поведения. Имея веские физиологические доказательства того, что нарушения в работе отделов головного мозга, отвечающих за эмоции, могут приводить к вспышкам агрессии, импульсивному принятию решений и другим другим проявлениям преступных умыслов в поведении, большая часть исследований Рейна состоит из изучения способов биологического вмешательства, которые могут предотвратить подобные отклонения в поведении.

Как Омега-3 поможет с проявлениями девиантного поведения у детей?

Основной тезис нового исследования Рейна заключается в том, что Омега-3, жирная кислота, содержащаяся в рыбьем жире, может иметь долгосрочные психомоторные эффекты, значительно снижающие некоммуникабельность и агрессивное поведение у детей.

Рейн — профессор Пенн Интегрейтс Нолидж, имеющий знакомства в Школе наук и искусств и Школе медицины Перельмана.

Вместе с Рейном в исследовании участвовали Джилл Портной, выпускник факультета криминологии, и Цзяньхон Лю, доцент Пенсильванской школы медсестёр. Они сотрудничали с Таснимом Махумедом из маврикийского Совместного Проекта Здоровья Ребёнка и Джозефом Гиббельном из Национального института алкоголизма и злоупотребления алкоголем.

Исследование было опубликовано в Журнале детской психологии и психиатрии (Journal of Child Psychology and Psychiatry).

Когда Рейн был аспирантом, он вместе с наставником и своими коллегами проводил длительное изучение детей маленького островного государства Маврикий. Исследователи наблюдали за развитием детей, принимавших участие в программе обогащения с трёхлетнего возраста, а также за развитием не участвовавших в ней детей. Программа обогащения включала в себя дополнительную когнитивную стимуляцию, физические упражнения и питание с повышенным содержанием микроэлементов. В 11 лет у участников исследования было выявлено значительное улучшение работы мозга согласно результатам ЭЭГ по сравнению с теми, кто не принимал участия. в 23 года у них было отмечено 34-процентное снижение криминогенного поведения.

Рейн с коллегами были заинтересованы в раскрытии тайны механизмов, стоящих за этими улучшениями. Другие же исследования намекали на необходимость более детального изучения примененного плана питания.

“Мы видели, что дети, питавшиеся бедной на микроэлементы пищей в возрасте 3 лет, были менее коммуникабельны и более агрессивны в возрасте 8, 11 и 17 лет, — рассказывает Рейн. — Это заставило нас взглянуть на подробности эксперимента для того, чтобы понять, что же было особенного в питании детей, принимавших в нем участие. Как оказалось, причиной стали 2,5 порции рыбы, которые они получали каждую неделю.”

Омега-3 как важный фактор развития конгинитивных способностей у детей

Другое исследование в то же время начало демонстрировать критическую важность Омега-3 жирных кислот в развитии и функционировании мозга.

“Омега-3 регулирует нейромедиаторы, увеличивает срок жизни нейронов и повышает дендритное ветвление. Однако наши тела не производят ее, и получить её возможно только из окружающей среды.” — объясняет Рейн.

Исследования нейроанатомии преступников, применявших насилие, показали, что это повод для вмешательства. Другие специалисты по диагностике мозга предоставили данные о том, что дополнение рациона Омега-3 повышает функцию дорсолатеральной префронтальной коры головного мозга. Прежде Рейн обнаружил, что именно эта часть мозга чаще всего имеет нарушения или повреждения у уголовных преступников.

Новое исследование Рейна включало в себя наблюдение за двумя группами по 100 случайным образом выбранных детей в возрасте от 8 до 16 лет. Первая из них в течение шести месяцев каждый день по одному разу получала порцию сока с добавлением одного грамма Омега-3. Второй группе давали такой же сок, но без добавления Омега-3. В дополнение к этому и родители, и дети должны были пройти оценку личностных качеств. После шести месяцев исследования оценка должна была пройти повторно для установления наличия долговременных эффектов от полученной добавки.

Через шесть месяцев исследователи взяли у испытуемых образцы крови для того, чтобы определить, превышает ли содержание в организме Омега-3 у экспериментальной группы таковое у контрольной. Также детей и родителей попросили принять участие в тесте личностной оценки. Через 6 месяцев после этого эти тесты были проведены повторно для установления характера долговременных изменений от употребления питательных добавок.

В тестах родителям предлагалось оценить как внешние проявления агрессивного и антисоциального поведения, такие как навязывание драк или ложь в разговорах, так и внутренние — подавленность, тревогу и замкнутость. Детям также предлагалось дать себе оценку в таком же тесте.

Если данные самих детей о себе не демонстрировали каких-либо изменений за первые шесть месяцев, то данные от родителей продемонстрировали снижение как внешних так и внутренних проявлений девиантного поведения. Важно, что по прошествии 12 месяцев результаты контрольной группы вернулись к начальным значениям, тогда как результаты экспериментальной группы продолжили снижаться.

“По сравнению с базовыми показателями на старте эксперимента, — говорит Рейн, — обе группы продемонстрировали улучшение после первых 6 месяцев эксперимента как во внешних так и во внутренних проблемах поведения. Это яркое проявление эффекта плацебо.

Но что особенно интересно — это результаты после 12 месяцев эксперимента. Значения контрольной группы вернулись к базовым, тогда как группа употреблявших Омега-3 продолжала демонстрировать снижение. В итоге мы наблюдали снижение внешних проявлений исследуемых проблем поведения на 42% и внутренних на 62%.”

На проверках по истечении шести- и 12-месячного срока, родители также заполняли анкеты о собственных чертах поведения. Что удивительно, родители также продемонстрировали улучшение коммуникабельности и смягчение агрессивности. Это можно объяснить тем, что родители также принимали часть питательных веществ, которые употребляли их дети, или просто положительным эффектом от наблюдения за улучшением состояния своих детей.

Исследователи предупреждают, что это всё ещё предварительная работа по изучению роли питания применимо к связи развития мозга и девиантного поведения. Изменения, наблюдавшиеся по прошествии одного года эксперимента, могут в дальнейшем не сохраниться, а обобщение результатов может не выйти за пределы отдельно взятого Маврикия.

Однако помимо этих предостережений есть причины для дальнейшего изучения Омега-3 как способа раннего вмешательства в проявления криминально опасного поведения.

“Подбор плана питания может быть многообещающей опцией для помощи в препятствии развития проблем поведения с ранних лет, — говорит Лю, — это весьма недорого и просто в применении.

Последующие изучения вопроса будут включать в себя длительное наблюдение за особенностями поведения у детей, а также исследовать причины, по которым отчёты детей отличались от отчётов их родителей.